В начале ХХ века подземка воспринималась как некое инженерное чудачество. В наши дни метро в Тбилиси — самый эффективный вид городского транспорта. В год открытия (1904) метрополитен в Нью-Йорке насчитывал 28 станций. Сейчас их уже более чем 450. Нью-йоркское метро перевозит более миллиарда пассажиров в год. Самый загруженный метрополитен мира — Московский: он обслуживает за год в три раза больше людей.
Сооружение станций и прокладка путей метро представляют сложную задачу для инженеров и архитекторов, так как трассы метро, пролегая по большей части под земной поверхностью, не должны мешать жизни города. Обычно строительство начинается с бурения вертикальных подземных шахт, а затем под землей прокладывают горизонтальные туннели. Неглубокие туннели сооружают так называемым открытым способом: в земле копают ров, укрепляют его стены, после чего сверху кладут крышу.
В метрополитенах многих городов для ускорения движения пассажиров по крупным станциям установлены автоматическим биллетные кассы и турникеты. Глубокие станции оборудованы сверхпрочными эскалаторами, нередко состоящими из нескольких лестничных маршей. На заметку, на обоих концах эскалаторов нередко ведутся рекламные кампании, раздача листовок рекламными агентами, так как такие скопления людей очень эффективны.
В кассовом зале установлены билетные автоматы (для покупки жетонов) и электронные турникеты, контролирующие вход пассажиров. Станция спроектирована таким образом, чтобы сошедшие с поезда люди могли беспрепятственно пройти к эскалатору, движущемуся наверх, тогда как другой эскалатор обеспечивает спуск пассажиров из города на станцию.
Многие станции оборудованы экраном из прочного стекла, расположенным у края платформы. Имеющиеся в нем двери открываются только после остановки поезда на станции. Соответствующий сигнал с поезда поступает на сенсорный блок, и двери на платформе открываются одновременно с дверями вагона. Такой экран не только обеспечивает безопасность пассажиров, но и уменьшает шум, вибрацию и предохраняет платформу от пыли.
В наше время такой эффективный вид транспорта облюбовали рекламные агентства и промоутеры, обеспечивающие доставку информации пассажирам всевозможными средствами.
Однако не стоит забывать, что такие массовые скопления людей, как на станциях метрополитена, зачастую являются объектами преступной промо акции против закона. Стоит всегда быть на чеку, и при подозрительных явлениях сообщать дежурному, который есть на каждой станции.