МEТРO-СССР мeсяцeв, 10/31/2016 — 13:53
Фoтo:
Министeрствo трaнспoртa Рoссии пoдгoтoвилo прoeкт фeдeрaльнoгo зaкoнa «O внeуличнoм трaнспoртe и o внeсeнии измeнeний в oтдeльныe зaкoнoдaтeльныe aкты Рoссийскoй Фeдeрaции». Oснoвнaя цeль прoeктa зaкoнa – oбъeдинить вoзмoжнoсти трaнспoртa, мeтрo и другиx видoв внeуличнoгo трaнспoртa. К этoй кaтeгoрии oтнoсится мoнoрeльс, пoдвeсныe кaнaтныe дoрoги, фуникулeры. Oднaкo, глaвный oбъeкт рeгулирoвaния – кoнeчнo, мeтрoпoлитeн.
«Мы устaнoвили чeткиe прaвилa для пaссaжирoв, прaвилa тexничeскoй эксплуaтaции мeтрoпoлитeнoв, элeктрoннoй пoчты, трaнспoртa, рaзгрaничивaeм пoлнoмoчия фeдeрaльныx, рeгиoнaльныx и муниципaльныx oргaнoв влaсти в этoй сфeрe», – зaявил прeмьeр-министр Рoссии Дмитрий Мeдвeдeв, прeдстaвляя дoкумeнт нa зaсeдaнии кaбинeтa министрoв 20 oктября.
Нaчaльник Пeтeрбургскoгo мeтрo Влaдимир Гaрюгин увeрeн, чтo «вaжнoсть скoрeйшeгo принятия oбсуждaeмoгo прoeктa фeдeрaльнoгo зaкoнa, нe мoжeт быть пoстaвлeн пoд сoмнeниe». Пo eгo мнению, опережающее развитие транспортной инфраструктуры агломерации, дорожное движение городских дорог вызывает транспортный коллапс и социальную напряженность. «Таким образом, оптимальное решение для городов является эффективная эксплуатация и развитие внеуличных видов транспорта, в первую очередь метро», — сказал Гарюгин «Парламентской газеты».
Член Комитета Госдумы по транспортной, Олег Нилов также считает, что это «долгожданный» законопроект», и самое главное в нем – «возвращение отвечает за разработку, финансирование и обслуживание метро федеральный Центр».
Без денег в развитие метро невозможно, ни частные инвесторы не в наших силах
«В 90-е годы федеральный Центр очень быстро избавился от этой ответственности, то сбрасывали на плечи не отнимает много времени и рассмотрения. Обязанность законом регулировать создание и поддержание метро передали на региональный уровень. В конце концов, все замороженные, только в Москве и Санкт-Петербурге, появились новые станции, обновляется подвижной состав. Ясно, что без денег в развитие метро невозможно, ни частные инвесторы не в наших силах», — сказал депутат.
Метро в руках частника? Трудно…
Раздел, законопроект четко определяет понятие «перевозчик». Согласно документу, является «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые приняли на себя по договору перевозки обязательства по перевозке пассажиров и ручной клади внеуличным транспортом». То есть человек не может быть только организатор движения канатной дороге, но и в метро!
В принципе, эта идея не нова: еще в 2008 году тогдашний глава московского метро Дмитрий Появления сказал, что это возможно акционирование: предполагается, что будет привлекать дополнительные ресурсы для развития и поддержания метро, интересует бизнесменов инвестировать в строительство новых станций и линий.
В 2003 году, самый старый в мире в лондоне метро начали свою деятельность в форме государственно-частного партнерства. Частные компании MetroNet и TubeLines были переданы инфраструктуры и подвижного состава. Тем не менее, в 2007 году MetroNet, отвечавшая за 2/3 метро, обанкротились, а долги вернулись государству. «Результат эксперимента стали огромные госзатраты на погашение задолженности, аварии в метро – поезд получил от железной дороги, здания отремонтированы, низкая заработная плата работников метро привела к многочисленным забастовкам», – сказал «Парламентской газете» директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко.
По словам Владимира Гарюгина, в самом деле, согласно определению, предложил проект федерального закона, перевозчиком может быть юридическое лицо и индивидуальный предприниматель. «Тем не менее, метро-это влияние социального транспорта, который осуществляет перевозки регулируемому тарифу, не покрывающему расходы на содержание и эксплуатацию таких дорогостоящих видов транспорта, таких как метрополитен. Таким образом, привлекательность коммерческой метро для частного инвестора, кажется сомнительной», — убежден он.
В России, единственный на сегодняшний день частный объект метро – станция «Мякинино» в Москве. Но, во-первых, компания сделала только в самой станции (путей и инженерных сетей – государство), а во-вторых, он предназначен для того, чтобы увеличить количество посетителей торгового центра компании. В августе 2016 года станция оказалась под угрозой закрытия. Из-за отсутствия некоторых документов, власти столицы посчитали, что не могут быть уверены в полной безопасности пассажиров на платформах и в вестибюлях. Однако, мэр Москвы Сергей Собянин принял решение, что канал закрывать не стоит, но владелец обязан устранить все неровности.
«Московский метрополитен является стратегическим объектом, потому что он в том числе выполняет роль и не секрет, приютов, то есть, мест, для того, чтобы население могло выжить, не только бомбы, но и атомный удар. Там целевые средства специальной связи и… в Том, чтобы передать подземку в частные руки, это абсолютно невозможно», – заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Точка зрения депутата подтвердил и начальник Петербургского метро Владимир Гарюгин: «Метрополитены относятся к особо опасным и технически сложным объектам, их сети должны быть разработаны на основании Комплексных схем развития всех видов городского транспорта, но и приватизация метрополитенов запрещено», – сказал Владимир Гарюгин.
Принять в собственность лучше, фуникулер
Отдать в частные руки, других видов внеуличного транспорта, менее сложной технически и социально важными, чем метрополитен, было бы более целесообразным, уверены эксперты.
«Если мы говорим не о метро, то, вероятно, да, в этих сегментах частнику есть, где развернуться. Строительство, например, монорельсовой или канатной дороги не нужны такие крупные инвестиции, и они легче управлять и обслуживать», — считает Константин Трофименко.
Заместитель председателя Комитета по экономической политике Сергей Шатиров уверен, что фуникулеры, канатные дороги могут быть востребованы в туристических районах и построить их вполне может взять на себя частный капитал
«Что касается метро, это довольно сложный вопрос, потому что создание комплексных транспортных систем, коммуникаций – это довольно емкие затраты капитала, – сказал «Парламентской газете» законодатель. – Кроме того, не забывайте о элементарной безопасности. Сможет ли она дать частник?»
С ним соглашается и Олег Нилов: «Я допускаю появление других видов внеуличного транспорта под контролем физических лиц, но что касается метро, контрольный пакет освободить их не удается. А если и будут выпущены такие частные виды общественного транспорта, то вопросы безопасности и контроля тарифов на них, также должны быть в ведении государства».
Как от них
В Германии заказчиками услуг по перевозкам транспорта общего пользования при поддержке муниципалитетов, а скорость передачи эксплуатируются государственными компаниями со статусом публично-правовой корпорации. Берлин транспортные предприятия (BVG) управляет метро, трамвай, автобус и сообщение. Австрийская система общественного транспорта, в целом, копирует немецкий. Единственный метрополитен-Австрия – Вена (WL GmbH) – находится в собственности Венского муниципалитета. Договор, заключенный между WL GmbH и город Вена, предусматривает ежегодное субсидирование в предварительно согласованы размеры.
Во Франции сеть метро интегрирована в общую систему пригородно-городского сообщения и координации деятельности транспортных компаний занимаются региональные Транспортные организации (АОТ), созданных в муниципалитетах распределение финансирования между предприятиями основных средств источник специальной транспортный налог (Versement Transport), которые подлежат предприятия регионов с числом работников более девяти человек.
В Великобритании развитие скоростного внеуличного транспорта, включая метрополитен, осуществляется за счет средств консорциумов, созданных с участием частных компаний, компаний-операторов сетей и государственных банков, а также средств компаний жилой недвижимости территории (бизнес-центры) и hall в Лондоне.
В крупных городах Канады управления общественного транспорта, также организованных в качестве корпораций публичного управления, с целью координации, планирования, финансирования и развития комплексной, межотраслевой транспортной системы скоростными и обычными транспорта.
В зависимости от материала: pnp.ru
Город: