МEТРO-СССР вт, 12/20/2016 — 12:31
Фoтo:
В ближaйшee врeмя, лoгoтип пeтeрбургскoгo мeтрo, знaк «М», кoтoрый мoжнo увидeть нa кaждoй стaнции испoлнится 25 лeт. Кaкиe глубoкиe смыслы скрывaть и пoчeму eгo рaзрaбoтaли цeлыx пoлгoдa – в мaтeриaлe «ПA». Спуститься в мeтрo, пaссaжиры вряд ли зaдумывaются o тoм, чтo oзнaчaeт бoльшaя буквa «М», нa кoтoрыe oни видят нa кaждoй стaнции. Oнa являeтся нaстoлькo привычным, взглядa, кoтoрый, кaжeтся, еще никогда и не было. Да, и какие скрытые смыслы? «М» – это метро, и точка. Но, как стало известно корреспонденту «ПД», для этого просто символ скрывается целая история.
Стиль
До начала 1990-х метро по всей стране, относился к Министерству путей сообщения, и для него был выбран один логотип – буква «М», с острыми углами, предложенный архитекторами еще в преддверии открытия московского метро. Логотипы отличались только по цвету: в столице, он был и все еще остается красным, в Ленинграде в синий, а в Киеве – зеленый.
«С течением времени логотип претерпел изменения, и на то была причина. В 1992 году, в метро, вышел из Министерства путей сообщения и стал относиться к администрации города», – заявил официальный представитель ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. То подполье нужно, свой собственный стиль, и руководство обратилось в ленинградский филиал научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), где создал новый символ.
«Институт, работал около полугода, в архивы, изучали историю, в результате был утвержден тот логотип, который мы видим сегодня в каждом коридоре. Смысл этого знака вложили очень много. Наш метрополитен – один из самых глубоких в мире, показывает, что эта функция хотел через знак: линии, которые соединяются в середине, символизирует эскалаторов, полу-круглые мотивы-это своды туннелей», — пояснила Юлия Шавель. По ее словам, сегодня metropolitan часто получает рекомендации по изменению логотипа. Последний случай – в ноябре этого года известный дизайнер Артемий Лебедев, в грубой форме критиковал петербургскую букву «М», но в администрации метро отметили, что не собираются его менять.
Взгляд художника
А теперь давайте вернемся в историю. «ПД» встретился с одним из разработчиков, нынешний логотип метро – Михаилом Ивашиным, в начале 1990-х годов ведущий конструктор ленинградского филиала ВНИИТЭ.
«Эта команда нам,-вступил в 1991 году Работа была примерно полгода, над логотипом работали вместе. Два месяца искали аналоги, сидели в архивах, библиотеках, это было необходимо, чтобы наш знак не был похож ни на знак метро в мире. Второй этап – создание проекта, разработали сотни вариантов, а затем, более или менее отработанные представлен художественным советом, в состав которого входили дизайнеры, архитекторы, психологи, они давали нам рекомендации. Следующий этап – технический, были варианты для светлых сигнализации, электронных писем», – сказал Михаил Ивашин, добавив, что деятельность по созданию логотипа закончилась в 1992 году
По его словам, в мире существует около 400 вариантов логотипов метро, но, несмотря на такое разнообразие, пассажир петербургского метро занимает всего несколько секунд, чтобы найти петербург знак.
«Заостренная буква «М» на мне очень много лет раздражала, была одним из первых вариантов, от которых я отказался, потому что он был очень простым», — отметил Михаил Ивашин.
Бренд
Но и самая простая буква «М» на открытие метро неоднократно менялось, и, по словам исследователя истории метро Михаила Крайнова, одновременно, может быть несколько вариантов. Их можно увидеть на различных носителях. Например, на билеты (жетоны появились позже) был логотип, на другой картон. Однако, часто, эту разницу мог заметить только при внимательном дизайнер. «Сегодня, логотип зарегистрирован, он является нашей маркой, — это уже история. Затем мы дали метрополитену индивидуальность и сегодня мы хотим его сохранить», — отметила Юлия Шавель.
В зависимости от материала: spbdnevnik.ru
Город: