Oн сoздaвaлся для зaмeны лeгeндaрнoгo сaмoлётa Пo-2 и прeднaзнaчaлся, прeждe всeгo, для испoльзoвaния в сoвeтскoй aвиaции сeльскoxoзяйствeннoгo нaзнaчeния. Eгo сeрийнoe прoизвoдствo вeлoсь дoльшe, чeм любoгo другoгo лeтaтeльнoгo aппaрaтa в истoрии aвиaции. Пeрвыe изoбрaжeния Aн-2 пoявились на Западе в 1947 году и зарубежные эксперты к немалому удивлению увидели, что «новый прототип» является бипланом! Но этот биплан имел вполне современные для того времени облик и конструкцию, и его ожидала такая удивительная карьера, которая и сейчас далека от своего заката. Задание на разработку сельскохозяйственного самолёта с укороченными взлётом и посадкой ОКБ О.К. Антонова получило в 1946 году. Изначально рассматривался увеличенный в размерах вариант самолёта ОКА-38, являвшегося развитием немецкого Fiseler Fi 156 Storch. Однако дискуссии по концепции и проекту самолёта не утихали, и только в июле 1946 года было принято решение проектировать не моноплан-парасоль, а биплан. Антонова не смутил даже тот факт, что биплан во всём мире уже считался анахронизмом: расчёты показали – лучшим выбором станет именно биплан. Прототипы
ОКБ построило два прототипа под обозначением СХ-1: на первом установили мотор АШ-21 мощностью 760 л.с., на втором АШ-62ИР мощностью 1000 л.с. Первый прототип в августе 1947 года поднял в небо лётчик-испытатель Н.П. Ан-2 предназначался, прежде всего, для использования в сельском и лесном хозяйстве СССР как замена самолёту По-2. На фотографии: «Аннушка» распыляет пестициды над одним из колхозных полей. Крылья были простейшей конструкции с двумя алюминиевыми лонжеронами и обшивкой из алюминия и полотна. Между лонжеронами в крыле разместили шесть топливных баков, обшивка в районе баков – алюминиевая. Все поверхности управления и стабилизатор имели полотняную обшивку. Двойная дверь
У большинства самолётов Ан-2 в левом борту фюзеляжа имеется грузовая дверь, в которую интегрирована открываемая внутрь фюзеляжа пассажирская дверь. Площадь остекления кабины западные специалисты до сих пор считают «фантастической». Боковое остекление выступает за габариты фюзеляжа на 30 см. Плоские панели остекления не искажают обзора. По результатам испытаний конструкторы остановили выбор на 1000-сильном моторе, так как он позволял увеличить массу полезной нагрузки с 1300 до 2140 кг при неизменных лётных характеристиках. Варианты «Аннушки»
Первым серийным вариантом стал запущенный в производство в октябре 1948 года Ан-2Т (Т- транспортный). Другой ранней модификацией стал Ан-2СХ – сельскохозяйственный самолёт. Обратите внимание – название двигателя на фюзеляже написано латиницей: самолёт построен в Польше. В 1954 году вышел на испытания гидросамолёт Ан-4, который строился ограниченной серией под обозначением Ан-2В. Он комплектовался лебёдками с тяговым усилием 550 кг и иным оборудованием, включая рулежные фары в носке нижнего крыла. Лесопожарный вариант Ан-2Л имел противопожарное оборудование, менее известен специальный противопожарный Ан-2ПП – гидросамолёт с устройством забора воды (бак ёмкостью 1260 кг заполнялся всего за 5 с руления по водной поверхности). Серийное производство Ан-2 в СССР было прекращено в августе 1960 года после постройки примерно 5450 самолётов, хотя позже в СССР построили небольшое количество машин модификации Ан-2М. Польское производство
Для серийного выпуска самолётов Ан-2 в 1959 году был выбран завод PZL в польском Мелеце. Первый Ан-2 польской сборки поднялся в воздух 23 октября 1960 года. После проверки советскими специалистами десяти машин опытной серии массовому производству Ан-2 в Польше был дан зелёный свет. Так, межремонтный ресурс планера самолёта Ан-2Р сельскохозяйственный вариант) был продлён с 600 часов (1961 год) до 1500 часов (1970) и затем до 2000 часов (1973 год). Всего же до прекращения серийного производства в начале 1990-х годов было выпущено 11 950 самолётов Ан-2. Отличимый по угловатому вертикальному оперению, Ан-2М стал последней «Аннушкой», строившейся в СССР серийно. Самолёт существенно отличался от более ранних вариантов и мог управляться одним лётчиком (без бортмеханика и второго пилота). В 1957 году лицензию на серийное производство Ан-2 получил Китай. Первый Yunshiji-5 (Y-5) поднялся в воздух в декабре того же года. Причём китайские Ан-2 выпускались не менее чем в восьми модификациях военного и гражданского назначения.