Новый год для кыргызстанских фирм-перевозчиков начался с введением новых правил — с января 2016-го в республике запретили таксовать на праворульных машинах. Ответственность для незаконопослушных водителей до сих пор не предусмотрена в законодательстве, и пока что депутаты парламента только в первом чтении одобрили введение штрафов за использование «праворулек» в качестве такси. Впрочем, не исключено, что с этим народные избранники могут еще повременить. По крайней мере, с таким предложением выступил глава комитета ЖК по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Иса Омуркулов. По мнению нардепа, механизм реализации закона требует доработки, поэтому введение штрафов нужно отсрочить на два года.
— На практике такой закон работать не будет, — заявил Иса Омуркулов в интервью «Комсомолке». — Есть и социальная сторона вопроса: сегодня тысячи кыргызстанцев выживают за счет частного извоза. Еще десятки тысяч наших граждан купили праворульные автомобили в кредит. Мы должны подумать об этом. Противоречия и несовершенство документа очевидны.
Исполнение закона парламентарий от фракции СДПК предлагает отодвинуть на два года, пока не будут определены механизмы его реализации.
— Без них, в конце концов, он себя изживет, потому что не будет работать на практике, — уверен Омуркулов. — А если введем штрафы сейчас, то это чревато постоянными разборками с водителями и коррупционными действиями со стороны сотрудников Дорожно-патрульной службы. Например, если человек везет в своем автомобиле родственников или друзей, как ему объяснить гаишнику, что он не занимается частным извозом? Доказать обратное будет сложно…
По словам нардепа, с представителями МВД удалось договориться о том, что до того времени, пока законотворцы не усовершенствуют документ, к водителям не станут применять административные меры. Как только закон доработают, его опубликуют в СМИ. До этого поводов для беспокойства нет, уверяет парламентарий.
Идея запретить ввоз «праворулек» в Кыргызстан, напомним, принадлежит Дорожно-патрульной службе МВД. Таким образом в ДПС надеются сдержать рост аварий с участием праворульных иномарок, мол, именно эти авто создают риск и угрозу для жизни на дорогах, особенно при обгоне.
Первый сдерживающий барьер был поставлен еще в начале лета прошлого года, когда в силу вступили поправки в «дорожный» закон о запрете ввоза в республику машин с правосторонним расположением руля за исключением спецтехники. Второй шаг — запрет на перевозку на праворуких машинах пассажиров и грузов.
По статистике, с 2006 года в республике зарегистрировано 182 тысячи 897 праворульных автомобилей и 489 тыс. 780 — леворульных. При этом если раньше ежегодно регистрировалось по три тысячи «праворулек», то в последние годы эта цифра перевалила за 50 тысяч, приводили цифры в ДПС.
Надежда Попова