О начавшемся в России «таксомоторном переделе» можно судить по ситуации, сложившейся в городе Омске, столкнувшемся со странным поведением владельцев служб такси после появления на городском рынке услуг сильных конкурентов. Серьезную конкуренцию присутствующим в сегменте игрокам составляют международный интернет-сервис Uber и российский стартап «Яндекс.Такси», планирующие «подмять» под себя российскую сферу услуг частного извоза. Упомянутые компании являются поставщиками информационных услуг, избегая ответственности за отсутствие у водителей службы необходимых для ведения предпринимательской деятельности документов. Такого же принципа работы придерживаются и владельцы «родных» таксопарков, опускающие глаза на нарушения законодательства со стороны привлекаемых для работы автовладельцев.
О начале в России «таксомоторного передела» говорит реакция омских служб такси на появление постепенно захватывающих международный и российский рынки соответственно компаний-конкурентов. Вместо ожидаемого снижения цен на услуги частного извоза службы пошли по пути формирования конкурентного кадрового потенциала. Ради удержания опытных таксистов диспетчерские службы резко подняли стоимость услуг такси, увеличив минимальную планку цены поездки до 120 рублей в городской черте. Это на 20 рублей выше предыдущего показателя, а цель владельцев таксопарков — придать стимул водителям остаться работать на службе за счет увеличения размера заработка. Средний показатель роста расценок на частный извоз пассажиров составил 30%, что негативно отражается на доступности услуги для омичей ниже среднего достатка.
Стоит отметить, что попытки «выдавить» «Яндекс.Такси» и Uber переманиванием таксистов увеличенными заработками сопровождаются бессилием муниципальной власти в вопросе искоренения серых схем в работе извозчиков. Вместо предусмотренного законодательством оформления предпринимательской деятельности согласно правилам водители такси попросту уходят «в тень», отказываясь платить даже сниженные налоги в государственную и региональную казну. Для повышения привлекательности честного предпринимательства правительство предусмотрело процедуру получения патента, устанавливающего фиксированную сумму налогов за частный извоз — в Омской области она составляет 36 тысяч рублей в год. Тем не менее, «бомбилы» отказываются расставаться даже с такой незначительной в сравнении с объемом заработка среднестатистического таксиста суммой.
Рассмотренная ситуация в Омске отражает общую картину происходящего на рынке таксомоторных услуг в России, куда семимильными шагами проникают два сильных конкурента. Главной «изюминкой» служб Uber и «Яндекс.Такси» становится возможность вызвать машину посредством мобильного приложения, бесплатно устанавливаемого на смартфон или планшет пользователя. Программа самостоятельно определит местоположение нуждающегося в услуге частного извоза пассажира, и направит туда ближайшего свободного водителя.
Артем Сорокин